Ещё раз о "спортивном айкидо"

Ещё раз о "спортивном айкидо"

Тема привнесения спортивных элементов в практику айкидо -  вопрос, казалось бы, давно изученный и решённый. Однако текущие события, активность некоторых инструкторов и федераций, а также регулярные распросы новичков, говорят об обратном.  Не считаем необходимым обстоятельно рассматривать все аспекты ситуации, предлагаем Вашему вниманию несколько статей на эту тему. Тексты не претендуют на детальный анализ, но дают некоторое представление о сути различных подходов к данному вопросу. Оценить позиции сторон и составить своё мнение предоставляем читателям. Как заметил автор одной из статей  – «имеющий глаза да увидит»…

Предлагаемая подборка взята с сайтов старейших в России клубов айкидо  Ryusuikan, www.aikiclub.ru и Коинобори Додзё, www.koinobori.ru.

Что касается нашей позиции, то она целиком солидарна с позицией Айкикай Хомбу Додзё:

«Проведение любых соревнований несовместимо с понятием айкидо».

С нашей точки зрения Айкидо и спортивные единоборства в любой их форме – это дороги в разных, часто в противоположных направлениях. Полагаем, что такое отношение - это не вопрос «мнения» или «личного выбора»,  а результат понимания сути любых «единоборств» и цели, техник и методов  Айкидо. На наш взгляд, человек, ратующий за необходимость соревнований в айкидо , либо не понимает сути и принципов айкидо, либо, что чаще всего, лукавит.

Итак, серия статей на тему «спортивное айкидо», датированных 2003 годом…

 

"КУДА ДОКАТИЛСЯ АЙКИКОМ!?

За последние полгода тема соревнований по айкидо на различных сайтах обсуждалась неоднократно, и видимо, пришла пора разъяснить нашу позицию.
Как все вы уже знаете, 28-30 марта в Москве пройдет I-ый Открытый Чемпионат России по традиционному боевому искусству. Звучит несколько непривычно, но не будем делать поспешных выводов. Все не так просто.
Прежде чем начать рассуждения на тему айкидо и соревнования, надо вернуться немного назад и вспомнить причины, по которым было принято решение о введении в айкидо спортивного аспекта.
Главная причина – это четкая позиция Госкомспорта: «Если Вы занимаетесь спортом, то мы Вас поддержим, если искусством, пусть даже и боевым, то Вам следует обратиться в Министерство Культуры». Поначалу, такая постановка вопроса вызвала возмущение.
Но потом, когда начали считать «за» и «против» пришли к выводу: все, что бог ни делает, все к лучшему…
Оказывается, соревнования могут поставить точку отсчета на шкале «Кто есть кто» и вывести на чистую воду «озаренных» шарлатанов. Помочь выбрать серьезную школу из всего обилия всемирных федераций, советов, союзов, оказывающихся при ближайшем рассмотрении дворовыми группами. Наконец, избавиться от самодовольных интернетовских «знатоков», которые замусорили всю сеть дилетантскими высказываниями.
Но обо всем по порядку и начнем с интернета, поскольку независимо от нашего желания, интернет является наиболее доступным и читаемым средством массовой информации и коммуникации. Мнение раскрученных сайтов становится мнением большинства, и не важно раскрутились они за счет высокого и профессионального и интеллектуального уровня хозяина сайта или за счет пустомель, убивающих время за бессмысленной болтовней на форумах.
К сожалению, и по сей день айкидо, с точки зрения возможности с умным видом нести всякую чушь наиболее уязвимо. А почему? – Да потому, что до введения в айкидо соревновательного аспекта не было механизма, способного четко определить профессиональный уровень инструкторов в зале, и уж тем более уровень интернетовских гуру. Любой авантюрист мог, закатив глаза к небесам, поведать о прозрениях-озорениях и стать «великим». К сожалению, времена, когда надо было доказывать свой уровень в спарринге, закончились лет двадцать назад. Да и занимаемся мы вроде как искусством больше духовным, чем мордобойным. Хотя бывают случаи, когда очень хочется забыть об условностях.
Чтобы убедиться в дилетантском уровне большинства сетевых авторов, давайте назовем основные отрицательные, с их точки зрения стороны соревновательной практики, и попытаемся разобраться, так ли отрицательны они на самом деле.
Одним из главных опасений дилетантов по отношению к соревнованиям является якобы присущая соревнованиям агрессия и утверждение, что именно агрессивный характер соревнований претит духу айкидо. Уважаемые, рекомендую обратиться к учебникам по психологии, вероятно, за первый курс. А можете и не обращаться, потому, что ответ очевиден. Прежде всего, нельзя само понятие агрессии рассматривать односторонне. Да, агрессия может быть отрицательная, переходящая в озлобленность и жестокость. К соревнованиям по айкидо такого рода агрессия никакого отношения не имеет. Правила составлены таким образом, что просто не возникает ситуаций, провоцирующих проявления жестокости. Но агрессия может быть и позитивная, творческая, созидательная, заставляющая тренироваться до седьмого пота и добиваться высочайших результатов. Сама по себе агрессия не плоха и не хороша – она естественна для не полностью атрофированного gomo sapiens. Естественна, когда нормальный человек встает на защиту слабого, отстаивает справедливость. Естественна, когда защищает жизненные, человеческие ценности или, не думая о высоком, просто останавливает трамвайного хама. Спортивный азарт, синоним – спортивная агрессия, никогда и никем не расценивались как нечто отрицательное, наоборот, все достижения человеческой расы и не только в спорте, совершались людьми азартными, пытавшимися, опередив конкурентов, во что бы то ни стало добиться своей цели.
И второе, явно надуманное опасение все тех же дилетантов: «После проигрыша наступает подавленное психологическое состояние, которое способствует развитию стресса и комплекса неполноценности». Утверждение, мягко говоря, сомнительное, касающееся только определенной узкой группы, уже закомплексованных людей. Для человека, серьезно занимающегося любым видом спорта проигрыши не только нормальны, но и необходимы. Они помогают выявить технические погрешности, недостатки физической и психологической подготовки. Наконец, не утратить способность объективно оценивать свой собственный уровень. И боевые искусства, и спорт учат не избегать проигрышей и стрессов, это все равно невозможно, но преодолевать их.
Одной из главных задач, которая стояла перед авторами Правил соревнований, как ни парадоксально это звучит, была задача возвращения на татами боевого духа айкидо. Возвращения на тренировки адреналина и здоровой, направленной, прежде всего на самого себя агрессии. Той агрессии, которая заставляет быть недовольным собой после явно пропущенного удара или не получившегося броска, и которая является важнейшим стимулом для дальнейшего совершенства.
Итак, положительный результат номер один: участие в спортивных состязаниях помогает переосмыслить отношение к айкидо как к боевому искусству, вернуть на татами азарт и боевой дух.
Положительный результат номер два: сам факт проведения соревнований по айкидо заставит больше прислушиваться к мнению действительно заслуженных людей, добившихся высоких спортивных результатов.
Все просто: дошел твой ученик до хотя бы восьмерки – честь тебе и хвала; не выставил свою школу под предлогом типа: «Мы выше этого» – значит, объективно сам понимаешь, чем ты занимаешься в этой жизни, но не хочешь, чтобы об этом знали все.
Пожалуй, после Чемпионата надо будет опубликовать поименный список школ и инструкторов, которые а) удачно выступили, б) набираются опыта и в) сдрейфили и расписались в своей несостоятельности.
Правда, многих высоко духовных авантюристов, мы и так знаем, но знать одно, а доказать и убедить айки-общественность в том, что на самом деле они занимаются не айкидо, а профанацией айкидо очень сложно. Соревнования помогут сделать это. И самым громким доказательством будет молчаливый отказ от участия.
Одним из отказников будет наш старый знакомый из Ростова-на-Дону, который несколько лет назад произвел на нас неизгладимое впечатление. Поскольку его история типична для российского айкидо, я вкратце обозначу основные вехи.
Три раза пытался сдать экзамен на пятый Кю по «Рюшинкан», три раза из-за полной бездарности и не желания учиться проваливался. Наконец ушел, и мы по наивности подумали, что боевыми искусствами он больше заниматься не будет. Не тут-то было, меньше чем через год, получил черный пояс, понятно, что по другой школе, и вернулся в Ростов «крутым» сэнсеем. После этого сменил еще несколько стилей. Везде организовывал группы, собирал деньги, как только до народа доходило, что представляет собой их тренер, группы распадались. Миша переходил в новый зал или просто называл свою школу другим именем. Чем заниматься не имело значения. Мы видели, как он преподавал некий, убогий до абсурда, вариант фехтования в стиле кендо. Но в целом, процесс шел. Боюсь, что идет и до сих пор.
До сих пор в России преподают айкидо люди, не имеющие понятия ни о боевом искусстве, ни о спорте. С одной стороны в связи с отсутствием боевого опыта, они не могут понять, где кончается боевое искусство и начинается айкиробика, а с другой, в связи с собственной ограниченностью, и хвастливым самолюбованием, не хотят учиться элементарным азам теории и методики физвоспитания. Как в шлягере Пугачевой: «Не могу и не хочу» - эдакий гибрид импотента с фригидной женщиной.
Такого рода айки-гибриды, когда не могут сделать тэнкан, прикрываются фразами типа: «Энергетически я тебя уже убил…», или «Ты слишком тяжелый, (вариант - сильный) для меня, но ты не чувствуешь направления Ки». Парадокс ситуации состоял в том, что доказать их несостоятельность было крайне тяжело. Помните сказку про голого короля? – из этой же серии. Когда «высоко духовная» инструкторская личность начинает рассуждать о предмете темном и изучению не подлежащем, каковым на самом делеявляется наша Ки, для обычного студента очень трудно честно признаться: «А король-то голый – то бишь, – никаким таким искусством, кроме искусства запудривания мозгов, наш учитель не владеет». Чаще студенты начинают поддакивать, мол «что-то поднимается, не в штанах конечно, а в моей душе» (Ю. Лоза), в страхе прослыть личностью, не чувствующей магического энергетического потока, а значит стоящей на более низкой ступени духовного развития. В итоге появляются школы, рассуждающие о проблемах точки на клеточном уровне, но не владеющие элементарной базовой техникой.
Однако, хорошенького - понемножку.
В 2002 году решением Госкомспорта РФ в айкидо введен спортивный аспект. И тема профессиональной пригодности, (а чаще непригодности) инструкторов айкидо получила, наконец, свое логическое развитие. Впервые в России появилась возможность профессионалов (их не так много, но они есть) назвать профессионалами, а дилетантов – дилетантами. И не только назвать, но и поддержать первых, и постепенно ограничить возможности вторых.
Хватит спокойно наблюдать, как с одной стороны, проходимцы наживаются на здоровье наших детей, а с другой стороны обесценивают и опошляют само боевое искусство. И помочь справиться с засильем некомпетентных шарлатанов может именно спортивный аспект. Во-первых, спортсмены по итогам соревнований получают звания и разряды. Во-вторых, что не менее важно, их тренеры получают официальные тренерские категории. Мы уверены, что всего через пару лет станет сложно ошибиться при выборе школы. Инструктор, к которому Вы приведете своего ребенка, должен будет предъявить не иностранный диплом, непонятно когда и кем нарисованный, но удостоверение «Мастера спорта России» или «Тренера II-ой, I-ой или высшей категории».
Итак, возможность выявить школы, заслуживающие уважения и поставить на место зарвавшихся шарлатанов - это третий положительный результат соревновательной практики в айкидо.
Хватит умильно внимать псевдо-сэнсеям, которые то ли разучились, то ли никогда и не умели стоять на ногах. Чему можно научиться у инструкторов, которые могут сделать только заранее определенную технику и только со своим собственным уке…
Прошедший в декабре 2002 года Фестиваль Айкикай наглядно показал, насколько противоположными путями может пойти развитие айкидо в нашей стране.
Интернетовские рассуждения некоторых деятелей об участниках Фестиваля не позволяют усомниться в абсолютной необходимости и своевременности проведения соревнований по айкидо. И здесь тоже нет никакого парадокса. Дело в том, что все отчетливей слышится знаменитое айкиробическое напутствие всем вступающим в додзе: «Must be fun». Ты должен кайфовать потому, что после твоего халтурного броска все умиляются и красиво падают, потому, что по-настоящему больно не бывает, потому, что для успешной сдачи очередного экзамена достаточно поддерживать хорошие отношения с сэнсеем и вовремя сдать деньги.
Куда катится весь этот айкиком?
- Для того, чтобы ответить на этот вопрос достаточно приглядеться к ситуации в странах, где развитие айкидо началось лет на двадцать раньше, чем в России. Возьмем для примера Швейцарию. Несколько лет назад наша команда выехала в Базель для участия в Фестивале, посвященном 30-летию создания Федерации Айкидо Швейцарии. Участвовали практически все европейские страны, всего около 1000 любителей айкидо, из них примерно треть - черные пояса. Восемь шиханов Хомбу проводили занятия. Полные трибуны зрителей. Мероприятие получилось действительно грандиозным.
На специальной, только для 3-х Данов и выше, тренировке со мной встал крепенький и очень напыщенный иностранец. Когда начали работать, я искренне удивился тому, что его пустили на эту тренировку, по технике - максимум 2-й Дан. Ошибки были элементарные: на шихо-наге руки забрасывал за затылок, центра не держал, зато всячески пытался помешать мне выполнить технику, не удалось. После очередной попытки чему-то научить меня, потерял равновесие и шлепнулся на спину. Попытался было начать драку, но вовремя одумался, обиделся и ушел. На следующий день ему торжественно вручили 6-й Дан…
Вот и ответ на вопрос, куда нас с Вами может завести игра в боевое искусство. Хотя, предполагаю, что для многих современных инструкторов айкидо такой путь развития вполне приемлем. Сидеть в своем болоте безответственно и прибыльно. Правда, иногда случайный уличный хулиган накостыляет этакому 2-му - 6 му Дану, ну да ничего, спишем на боязнь Дана нанести травму своему противнику и прослыть недостаточно высоко духовной личностью.
Так вот, соревнования по айкидо конечно не смогут заставить всех халтурщиков заниматься делом, но хотя бы немного отрезвят «великих» и покажут и им самим и их ученикам, чем же собственно они занимаются. Предполагаю, многих ждет разочарование…

Подводя итог, обобщаем: с нашей точки зрения – соревнования по айкидо являются одновременно и лакмусовой бумажкой, которая позволит определить кто is who, и катализатором дальнейшего развития традиционного боевого искусства.
Надеюсь, с нашей позицией относительно введения в айкидо спортивного аспекта мы более чем менее разобрались. Можно было бы на этом закончить и подождать Ваших реплик и вопросов, но есть еще одна тема, которая очень забавно обсуждается в интернете, и поэтому буквально пару слов мы ей уделим. Это тема формы проведения соревнований.
Прежде всего, хочу обратить Ваше внимание на интересный факт: форма проведения аттестаций, которая, как правило, не выявляет ничего, кроме факта своевременной сдачи денег (говорю не обо всех школах) в интернете не обсуждается. Никто не задается вопросом: а не выхолащивается ли дух боевого искусства тренировками без адреналина и политическими аттестациями. А вот форма соревнований, где спортсмены демонстрируют и отточенную технику и завидную силовую и скоростную выносливость (Показательная программа), и реакцию, и умение работать в ограниченном пространстве от вполне реальных атак (Прикладная программа) подвергается нещадной критике. Интересно, знают ли люди пытающиеся рассуждать на тему соревнований, что в форме нашей «Прикладной программы» проходят тренировки специальных подразделений всего мира. И никто из профессионалов не сомневается в высокой эффективности такого рода подготовки.
Кстати, 30-го Марта, в день финалов, вы сможете сами услышать мнение людей, чей профессиональный уровень не ставится под сомнение. Почетными гостями Чемпионата станут: Штурмин А.Б. - родоначальник каратэ, да и других боевых искусств у нас в стране, Гончаров С.А. – президент ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа», Иншаков А.И. – президент ассоциации каскадеров России, в последнее время очень серьезно практикующий айкидо, Попов Л.Л. – вице-президент Национальной Федерации Каратэ, а также представители Госкомспорта, Олимпийского Комитета России, Москомспорта.
Вы все также можете стать гостями I-го Открытого Чемпионата России. Приходите хотя бы для того, чтобы составить свое собственное мнение об удивительно красивом, высокоэффективном и столь противоречивом виде спорта айкидо."

Николай ЕГОРОВ, президент Федерации айкидо России.  http://www.aikiway.ru/st_for.htm

 

"КУДА ДОКАТИЛСЯ АЙКИКОМ?
>
> Впечатления от соревнований по Айкидо.
>
> Прошедший в выходные Первый Московский Открытый Чемпионат по Айкидо
> вне всякого сомнения потряс даже видавших виды айкидок. Это без
> преувеличения сказать судьбоносное событие открыло принципиально новые
> семантические пласты традиционных воззрений на Айкидо, вдохновило
> айки-общественность на пересмотр своих взглядов не только на само
> Айкидо, но и похоже на самих себя и смысл жизни вообще, потребовав их
> срочной модернизации и обновления в смысле поиска свежих трактовок.
>
> Hепривычные сочетания слов -чемпион по Айкидо+, -серебряный призер по
> Айкидо+, -мастер спорта по Айкидо+ и т.п. неожиданно
> гипостазировались, облачившись в форму того, что организаторами было
> названо -соревнованиями+, но более напоминавшими некий гибрид
> фигурного катания и показательных выступлений десантников на параде.
>
> Задиристые призывы H.Егорова, высказанные в его статье -Куда катится
> Айкиком?+ (www.aikiway.ru), звучали в духе Дионисия Ареопагита,
> возвестившего, что -время богооткровений прошло+ и пора бы единением в
> лоне Ekklesia Katholikos реальным делом забороть мракобесие и засилье
> самозванцев. Деянием похвальным, а не словом длинным решил выступить
> наш патриарх против еретиков, и выступил. Выступил - так выступил.
>
> Делиться своими впечатлениями начну с того, что заранее заявлю, что в
> этих строках не будет критики самой идеи соревнований, поскольку - не
> буду скрывать - сам являюсь ее сторонником. Hо не пройтись по поводу
> формы проведения соревнований, видит Бог, удержаться не могу. Как
> говорится, ради красного словца не пожалею и отца, благо поводов к
> тому организаторы соревнований дали более, чем достаточно.
>
> Так что поделюсь своими мыслями относительно увиденного, поскольку
> разрывают меня на части яркие впечатления, а заодно разрастается во
> мне неохватное чувство гордости за наш народ. За наш творческий подход
> и размах фантазии. Hу нет такой идеи в мире, которую русский человек
> не мог бы довести до ума. Хошь v блоху подкуем. Хошь v первыми в
> космос сгоняем. Предела русской смекалке и выдумке еще никому
> обнаружить не удавалось и, похоже, не удастся. Только дай v всему
> продолжение с улучшением придумаем. Hе осталось таких загогулин, чтоб
> русского человека озадачить. Hам для этого и думать долго не
> приходится, а только взять да и сделать при помощи известных
> национальных инструментов v кувалды и какой-то матери. Hам с ними v
> ничего не страшно, со всем справимся. Это пусть японцы своих роботов с
> компьютерами подключат и за себя думать заставят, коль сами уже ни на
> что не способны, только тойоты с панасониками собирать. Уже совсем
> японцы обленились, даже соревнования по Айкидо придумать не могут.
> Тамагочу придумали, а соревнования v слабо, умишка весь на высокие
> технологии растратился. А мы, вот, технологиями не обременены,
> нейронов в голове v лопатой ешь v не сразу и сообразишь, куда бы еще и
> деть излишек, вот мы эти соревнования и придумали. Да не просто
> придумали, а даже уже и проводим в полный рост. Так дело пойдет,
> сделаем этот вид олимпийским. Или наоборот, азартным. И выиграем у
> японцев не только Кунашир с Юкатаном, а и весь их Токио с Хоккайдо.
>
> Hу да все по порядку. Купили билеты, - цена на них, кстати, была
> совсем даже неначетистая, - намного ниже билетов в кино в среднем
> кинотеатре. Справедливости ради скажем, что Голливуд просто курит, по
> сравнению с тем зрелищем, что предстало перед нами. В кино такого не
> покажут. Это даже не гарипотер. С первых минут соревнований стало
> ясно: зрелище будет стоящим, пришли не зря. В зале, затаив дыхание и в
> устремленных к арене позах, были замечены известные авторитеты
> Айки-общественности: А.Смирнов, в сопровождении сказочной феи,
> знакомые лица из Ставрополя, заграничные гости были, в смысле хлопцы
> из Киева - они тоже не могли не -подывиться+ (и правильно, нэхай
> тремтять хохлы, як москали Айкидо робят), многие другие знаменитости.
> Hу и вообще, народу собралось практически полный зал. И вот, действие
> началось. Hа сцену- То есть на арену- Или на татами? Hу в общем, не
> важно на что, но все же вышли люди, издали похожие на
> айкидок- Главное, это то, что началось затем. Перед нами развернулось
> действие, с виду вполне достойное хорошей тренировки, что-то вроде
> работы над прикладным аспектом Айкидо, если таковой вообще можно
> выделить в особого рода деятельность. Участники соревнований
> демонстрировали технику, которую все занимающиеся обычно отрабатывают
> на тренировке, при чем, приблизительно в той же самой форме. О том,
> что происходящее является соревнованиями, говорило только огромное
> количество судей по периметру татами и оценки, которые они выносили
> флажками, -голосуя+ за того или иного -бойца+. Тем не менее, я до
> конца соревнований так и не смог понять, что же именно такого
> соревновательного в этих соревнованиях.
>
> Если мы оцениваем исполнение техники (в данном случае даже не важно по
> каким критериям), то для этого достаточно аттестации и если очень
> хочется пафоса, то просто с комиссией в расширенном составе. Если
> что-то другое, то тогда v что? Форма, предложенная -основателями+
> действительно позволяет участникам продемонстрировать свой уровень,
> который в целом, больше порадовал, чем нет. Каждый показал тот
> уровень, на который и был способен, что обычно и выявляет обычная
> аттестация. Hе больше, не меньше.
>
> Глядя на -спарринги+, вспомнился эпизод в одном из последних фильмов
> со Steven Seagal, когда он после очередной разборки в каком-то
> дремучем кабаке, разбросав как водится посетителей и разломав весь
> инвентарь, предлагает, единственному чудом оставшемуся в живых
> -плохому парню+ сыграть с ним- в -ладушки+. Тот на свою беду
> соглашается. Выбранная Seagal-ом форма поначалу выглядит несколько
> оригинально в качестве убеждения злодея в его злодействе и
> низкопробности. Посреди разнесенного кабака стоят два громилы и играют
> в -ладушки+, - немного диссонирует, но неадекватность детской игры
> разборкам двух здоровенных взрослых мужиков не должна вводить в
> заблуждение. Зритель заранее знает, что злодей от Seagal-а обязательно
> огребет. Огребет по-любому, играй он с Seagal-ом хоть в
> крестики-нолики, хоть в дочки-матери. Hастоящему мастеру не требуется
> ни особого повода, ни специального места, чтобы доказать свою
> состоятельность и продемонстрировать бойцовое умение. В этом еще ранее
> нас убедил видный деятель кинематографического единоборства
> Jean-Cloude Van Damme, который так любил по поводу и без оного
> демонстрировать свой шпагат, что разве что за рулем только на нем не
> ездил.
>
> Видимо, тем же принципом универсализма мастерства руководствовались и
> организаторы. Иначе чем можно объяснить, что для проверки навыков
> Айкидо была выбрана именно та форма, что мы видели на соревнованиях.
> Похоже, организаторы не особенно утрудили себя размышлениями о форме,
> справедливо решив, что талантливый человек талантлив во всем, и
> совершенно не важно каким способом он это докажет. Одно не вполне
> понятно, если форма и способ действительно так не важны, то зачем было
> организаторам ломать голову и выдумывать что-то новое и при чем далеко
> не лучшее, когда можно было с тем же успехом воспользоваться
> вышеупомянутой формулой соревнований, предложенной Seagal?ом. В ходе
> соревнований я так и не понял, чем собственно выбранная организаторами
> формула лучше обычных -ладушек+. Заодно, пригласили бы самого Мастера
> на открытие, он бы провел мастер-класс по -ладушкам+. Если не он, то я
> уверен, Мацуока-сенсей или даже круче, - сам Великий и Могучий,
> Бородатый и Свирепый ученик и последователь Сигала v Александр
> Смирнов. Уверен, ему перепало несколько секретов от Мастера, он
> владеет тайной техникой -ладушек+ и сможет провести пару семинаров и
> поделится секретами -уличных ладушек+. Hе стесняйтесь, спрашивайте его
> на форуме (www.bugeisha.ru), пусть раскроет свое тайное мастерство,
> которое он утаивал до сего времени. Пришло время поделиться с народом
> секретами -ладушек+, а так же -морского боя+, -крестиков-ноликов+,
> -салочек+ и -пряток+.
>
> Однако вернемся в зал -Крыльев Советов+, где и проходили соревнования
> по Айкидо. Теперь без шуток. Вот как были построены соревнования v
> вкратце, поскольку правила подробно описаны на сайте у H.Егорова. Уке
> и наге располагались друг напротив друга, рефери находился позади
> наге, так что тот не мог его видеть, но зато хорошо был виде для уке,
> которому невербально и давалась команда выполнить ту или иную атаку
> против наге. Таким образом предполагалось, что наге получает
> непредсказуемую атаку, против которой он и должен провести технику.
>
> В целом, действие выглядело неплохо даже с трибун. Уверен, самим
> участникам оно понравилось даже больше. Они хотя бы были включены в
> процесс, это добавляло азарта и воспетого в статье H.Егорова
> пресловутого -адреналина+. Отдаче и усердию всех без исключения нужно
> отдать должное. Как бы кто не относился к самой идее соревнований или
> форме, по которой они проходили, все же стоит сказать огромное спасибо
> их участникам, и как частное лицо, хочу поздравить Hаталью Рудневу,
> Андрея Тиханова и Шоту Солдадзе (если я правильно услышал фамилию;
> если ошибся v прошу прощения) с Первым местом, но особенно хотелось бы
> выделить -тройку+ Лохова Александра (к сожалению, ни имен, ни фамилий
> других участников не запомнил). Hа мой взгляд, они демонстрировали не
> меньшее усердие и были -на уровне+ с чемпионами. Hо едва ли у них был
> шанс победить, пока в их составе не будет Hатальи Рудневой- Тем не
> менее, опять же на мой субъективный взгляд, работа девушки из тройки
> Александра Лохова была намного убедительнее (если не ошибаюсь, Раиды;
> вспомнил, потому, что судья, объявляя победителя после очередного
> -раунда+, сделал оговорку, что называется -по Фрейду+, назвав Рудневу
> Раидой). Было видно, что ее техника объективно выше: наполненные руки,
> прямая спина, хороший центр и достойный уважения дзан-син, - в этом
> аспекте, вообще она была лучше всех, и мужчин и женщин.
>
> Теперь по делу. Самое главное, что не смогли устранить
> -отцы-основатели+, так это цеховой дух и коллегиальность участников. Я
> имею в виду, что уке (атакующий) всегда пытался сохранять некую
> либеральность по отношению к наге (выполняющему технику против атаки).

> После того, как наге начинал выполнение своей техники, уке, как бы
> терял волю, превращаясь в макивару и предоставляя себя на усмотрение
> наге. Hе то, чтобы атаки были ненастоящими или нереальными v нет, за
> редким исключением, к самим атакам претензий нет. Все условности,
> начинали проявляться сразу после первого же контакта наге с уке, и
> последний не сильно упорствовал, даже если техника наге была
> невыразительной или даже неверной. Уке по какому-то молчаливому
> велению совести, предоставлял наге делать с собой все на его
> усмотрение, как если бы атака заканчивалась сразу после выброшенного
> вперед кулака; уке погружался в какое-то апатоабулическое состояние,
> равнодушно и безропотно следуя за наге, позволяя себя бросать, крутить
> и фиксировать как тому заблагорассудится.
>
> Возражение о том, что дескать от уке требуется лишь выраженная атака и
> доля условности обязательно будет присутствовать, - отвергаю сразу.
> Поскольку этим условиям участники будут следовать ровно до тех пор,
> пока в соревнованиях участвуют лишь дружественные H.Егорову группы,
> входящие под эгиду одной организации, как и было в данном случае.
> Возможно поэтому, на татами царили -любовь и согласие+, и уке были
> щедры в своих атаках и демонстрировали прямо-таки толстовское
> непротивление, даже когда наге -замерзали+, обдумывая свои следующие
> действия или пуще того, ни с того, ни с сего уничижительно шлепались
> сами оземь, сраженные то ли силой Ки, то ли заранее распределенными
> ролями (чего конечно, быть просто не могло, никто о таком даже и не
> подумал).
>
> Можно предположить, что как только в соревнованиях возжелают
> проучаствовать устыженные H.Егоровым -фригидные импотенты+ из не столь
> романтически настроенных участников (да при этом потребуют судей,
> независимых от -патриарха+, а не как в этот раз), то как бы не вышло,
> что, лишенные чувства коллективизма соискатели заразят прочих
> участников соревнований столь деликатным и бесславным недугом. Едва ли
> соперник, движимый не Великой Идеей, а жалким тщеславием стяжать славу
> Чемпиона, будет миндальничать в нанесении своих атак и проявлять
> сколько-нибудь заметного снисхождения к огрехам наге, как мы видели
> здесь. Его -здоровая агрессия+ и -соревновательский дух+ могут внести
> весьма значительные изменения в изначально задуманный ход
> соревнований. Скорее всего, соревнования рискуют превратиться в
> травматичное, лишенное смысла и зрелищности -бодание рогами+ между
> уке, не желающего обессилить сразу после атаки и наге, стремящегося
> силой забороть уке. Можно себе представить, во что выльются
> соревнования, приняв во внимание пылкие амбиции тех, кто все же решит
> доказать, что не -сдрейфил+ и разобраться с вопросом, -кто is who+.
>
> Как всем известно, в предложенных условиях, способов -обгадить+ атаку
> у уке больше, чем достаточно, при чем совершенно незаметных для
> рефери, например лишь немного напрячь ударную руку в момент нанесения
> удара, что само по себе с одной стороны не дает наге провести технику,
> а с другой стороны, как знают все, кто хоть раз дрался, в реальной
> ситуации создает огромную опасность самому уке, поскольку сковывает
> его, обездвиживает и, следовательно, подвергает его серьезному риску
> контратаки. Hа этих соревнованиях я неоднократно видел своими глазами,
> как уке напрягал руку в заключительной фазе удара и наге оказывался в
> незаслуженно затруднительном положении (хотя до серьезных осложнений
> дело не доходило, но вовсе не заслугами наге, а как раз
> -либеральностью+ уке, который вовремя -вспоминал+ о роли макивары). С
> другой стороны, если бы наге имел возможность контратаковать или хотя
> бы наносить атеми, это могло бы значительно способствовать более
> техничному выполнению приема.
>
> Атеми, таким образом, представляет собой следующий слабый момент в
> формуле соревнований. Использовать их можно лишь условно, а это
> приводит к тому, что уке даже не реагирует на них, что обесценивает и
> лишает смысла само использование атеми. Без атеми техника часто
> исполнялась на силу, поскольку против зажатого, напряженного уке наге
> оказывался перед выбором не делать технику вовсе или делать ее через
> силу. Стоит ли здесь напомнить слова О Сенсея о том, что четверть
> успеха принадлежит самой технике, а три четверти v атеми.
>
> Кстати, мимоходом не могу не обратить внимание, что участники
> -спарринга+ находились во фронтальном положении в начальной позиции.
> Кто знает, тот понимает, что это означает в боевом плане. За
> очевидностью останавливаться на этом не буду.
>
> Далее, атаки сзади. Так я и не понял, то ли никто из участников вообще
> не знал в чем смысл атак уширо, то ли все делали такой вид, чтобы
> опять же быть как можно более дружественным по отношению к выполняющим
> технику. (А скорее всего, это так и есть, и это еще одно преткновение
> в будущем при встрече не с дружелюбными айкидоками и дополнительная
> возможность изуродовать технику наге). Пару раз уже и на этих
> соревнованиях можно было видеть зачатки будущих -боданий+, когда уке
> либо недостаточно выраженным захватом, либо с выраженным, но
> необоснованно направленным.
>
> Мне могут возразить, что задумка как раз и была создать наиболее
> трудные условия для наге, и от него и требовалось показать умение
> выходить из сложных ситуаций. Hо дело здесь не в том, что уке создавал
> что-то реально сложное; как правило он, открыв для атак пах, горло,
> подставив себя под любые возможные атаки со стороны наге, и просто
> мешал ему выполнять конкретную технику, поскольку не опасался
> контрдействий с его стороны. Это касается вообще всех техник, не
> только уширо. Поэтому, часто можно было видеть, как наге все же
> выполнял технику, но через силу, а это было уже не Айкидо, а лишь
> пустая форма, в которой едва угадывались знакомые движения.
>
> Атаки 2-х и более противников. Рандори, на мой взгляд, было бы более
> показательным для всех участников. Hо демонстрировали работу против
> двух уке почему-то только дамы. По решению организаторов, женщины
> участвуют в соревнованиях, ограничиваясь -показухой+. При этом, они
> -приводят+ своих уке. По-моему, уже только этот момент девальвирует
> одно из наиболее важных положений Айкидо, которое подразумевает (пусть
> может быть и в некоторой степени условности) равенство полов,
> возрастов и комплекций. Если продолжать логику -отцов основателей+
> соревнований, то несовершеннолетним можно было бы позволить выбирать
> на роль уке своих бабушек. Кроме этого, стоит ожидать скорых обвинений
> в том, что соревнования содержат сексистские тенденции, поскольку для
> женщин правила иные, чем для мужчин, что, кстати, в дальнейшем
> неминуемо создаст дополнительное препятствие для распространения идеи
> за границей.
>
> Атаки ногами-их вообще не было. Комментировать? По-моему, тоже нет
> нужды----------.
>
> В начале статьи я назвал увиденное зрелище -гибридом соревнований по
> фигурному катанию и показательными выступлениями десантников+. По мере
> написания статьи я переосмыслил свое отношению к сказанному и хочу
> принести свои извинения перед фигуристами и десантниками. Я не хотел
> бы обижать их тяжелый труд, увязывая их с тем, что -отцы основатели+
> назвали соревнованиями по Айкидо. Просто не могу себе представить,
> чтобы какой-либо фигурист, например, взял да и безвольно упал на лед
> или перестал бороться только потому, что это требуется для выступления
> соперника. Пытаясь представить себе соревнования по борьбе, карате или
> боксу, проходящие по формуле H.Егорова, вижу Тайсона, стоящего
> напротив Льюиса, и наносящего удар по велению судьи (лучше конечно,
> откусывающего ухо Холифилду)- Вижу женщин v боксеров, единовременно
> одолевающих Артура Гати и Роя Джонса зараз (если конечно она с ними в
> одной команде)- Вижу публику, ликующую по поводу победы своего
> любимца, который убедительно победил соперника показав -что он сделал
> бы, если бы-+
>
> Гипотетичность правил победы в соревнованиях v это самая главная
> инновация, которая не была ведома человечеству до тех пор, пока
> H.Егоров не показал нам, что чемпионский титул можно присуждать тому,
> кто сделал бы нечто, если бы его атаковали так, как его в
> действительности не атаковали. Hе уверен, что в подобном состязании
> Тайсону и Льюису удалось бы снискать уважение и признание. Hе уверен
> также, что кто-то заплатил бы и ломаный грош за такое зрелище. Hо у
> H.Егорова пока другое мнение; он пытается представить нам обыкновенные
> показательные выступления под видом соревнований. Посмотрим, много ли
> найдется тех, кто согласится увидеть в этом зрелище нечто, хотя бы
> отдаленно напоминающее боевую ситуацию с необходимостью
> демонстрировать свои технические навыки.

Имеющий глаза да увидит."

 С уважением, Q.D. aikikom

 

Матвеев В.А., Московский Айкиклуб.

«Я полностью не согласен с изложенным в первой статье  г-на Егорова Н.Н. и написана она по форме очень не удачно - достигнута цель абсолютно противоположная.

И очень весело  с достаточным знанием вопроса  написана вторая статья, где под многими пунктами я мог бы подписаться.

Соревнования в Айкидо!!!!!!??????????

Кажется какой тут вопрос ? Основатель этого вида Будо в своем завещании запретил все виды состязаний в Айкидо, поскольку считал его Будо несовместимым с Духом любого вида соперничества и агрессии. И, наверное, имел для этого веские основания. Но он умер и .......Айкидо пошло в Мир, а там люди и самые разные.

Одни хотят найти что-то свое следуя, вторые с той же целью - ревизуя. Исходя из общих подходов - каждый имеет право поступать так как хочет, сообразуясь со своими принципами и задачами, не загоняя остальных в свое стойло. Именно - не загоняя насильно в свое самое правильное, с самыми лучшими своими  корытами , пойлом , дерьмом и пастухами стойло.

В нашем случае, в России, в процесс улучшения нации вмешивается Государство. Кстати, чудесное образование это Государство. Народ нанял на свои труды из своей же массы неких личностей и повелел им улучшить свою жизнь.  И вот этот нанятый отряд улучшателей, устроил все так, что народ становится в подчиняемое положение и этот порядок крайне устойчив. А улучшатели входят во вкус и улучшают и улучшают по своему усмотрению  жизнь этого неуемного и крайне мешающего им жить народа. И если ТОТ самый народ согласится быть в роли понукаемого быдла, то........это и есть самый лучший порядок для плохого Государства. И очень хорошо, что наш народ перестал соглашаться с ролью быдла и дергает государство за титьки и пытается не дать ему нахально жиреть в ущерб себе. Хотя получается это крайне трудно, Но СВОБОДА ЭТО И  ЕСТЬ ТЯЖКИЙ ТРУД.

Однако, возвращаемся к нашим баранам. К сожалению, и в нашем случае Государство , в лице самых простеньких чиновников, желающих только одного - покойной сытой жизни, метет Айкидо под одну гребенку с другими видами СПОРТА!!! А мы сами недавно радовались факту признания Государством Айкидо видом спорта, не понимая по началу куда это заведет. И вот завело.

Спорт , по определению, основан на СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ деятельности и все. Без вариантов. Все виды спорта в России идут по одной разрядной, мастерской, тренерской сетке. Так получилось в ТОТАЛИТАРНОМ Союзе и так все переехало в СЕЙЧАС. Увы - это данность и с ней приходится считаться.

Но с ДАННОСТЬЮ всегда и все по-разному считались. Одни ломались, другие использовали ее во всю для своих выгод, а другие не сдавались. Одни умирали не подличая , другие устраивались со своей совестью и иногда очень прибыльно ( на Сейчас!!!,  поскольку ПОТОМ наступает Всегда). Так и с Айкидо сейчас. А что и как получится зависит от позиции каждого.

Пусть кто хочет соревноваться - соревнуется , доказывая себе и другим что-то.

Пусть , кто не хочет соревноваться , имеет полноценную возможность  делать это.

Я лично не хочу заниматься соревновательным Айкидо, мне этого просто не нужно. И рядом со мной собираются люди , которым тоже не нужно соревнований и мы прекрасно существуем. Но почти одновременно в зале с нами занимаются дзюдоисты, сражаясь друг с другом насмерть. И что?  Им ЭТО нужно. Там молодые, кровь с молоком люди, энергия кипит, амбиции через край, травмы - пустяки , вперед к победе! Сломался - заменим., для теренов это простая работа. Но старые метры Дзюдо сожалеют, что  ушло от людей в чисто спортивный уклон. Сожалеют!!! И сейчас делаются трудные попытки создать параллельно спортивному именно ДЗЮДО изначального свойства. Трудные попытки.

А тем временем прекрасное Сумо перемалывается миром в что-то ужасающее и карикатурное.»

В.А. Матвеев. Московский Айки-клуб.

Ответ на статью Егорова Н.Н. о соревнованиях в айкидо.

"Конечно соревнования – это не плохо и я не против соревнований, но на мой взгляд с айкидо они не имеет ничего общего.Обращайтесь лучше в министерство культуры за деньгами.
Но… по порядку:
«...Одной из главных задач, которая стояла перед авторами Правил соревнований, как ни парадоксально это звучит, была задача возвращения на татами боевого духа айкидо. Возвращения на тренировки адреналина и здоровой, направленной, прежде всего на
самого себя агрессии. Той агрессии, которая заставляет быть недовольным собой после явно пропущенного удара или не получившегося броска, и которая является важнейшим стимулом для дальнейшего совершенства...»
Не от этого ли О`сенсей так долго пытался увести своих последователей. Пропущенный удар или не получившийся бросок есть не следствие меньшего азарта и агрессии, а недоработки техники и главное - отсутствие сосредоточения, внутренней гармонии,
восприимчивости к окружающему и т.п. Агрессия, о которой Вы пишите не может быть стимулом для совершенствования, ибо есть потакание гордыни, самости, а как следствие разобщение с партнером, потеря гармонии, ощущения времени и партнера, а в итоге
травмы или иллюзии. Конечно, если речь идет об уровне наработки техник, когда ...дока думает о положениях рук и ног, а не о совместных действиях с партнером и восприимчивости, то в соревнованиях нет ничего страшного, но дальше…
«...Пожалуй, после Чемпионата надо будет опубликовать поименный список школ и инструкторов, которые а) удачно выступили, б)набираются опыта и в) сдрейфили и расписались в своей несостоятельности...»
Однажды таким образом родился миф о гении дзю-до (это раз), «А судьи кто?» (это два), попахивает это все художественной гимнастикой и фигурным катанием – может и контроль на допинг введем (это три), видимо деньги собираются крутиться и делиться не малые раз вопрос ставится именно так (это четыре).
«...До сих пор в России преподают айкидо люди, не имеющие понятия ни о боевом искусстве, ни о спорте. С одной стороны в связи с отсутствием боевого опыта, они не могут понять, где кончается боевое искусство и начинается айкиробика, а с другой, в связи с собственной ограниченностью, и хвастливым самолюбованием, не хотят учиться элементарным азам теории и методики физвоспитания.»
О каком это боевом опыте Вы говорите и как же это связано с ограничением в соревнованиях. Ведь те же ограничения в соревнованиях (правила я читал) размывают границу между боевым искусством и айкиробикой – по сути превращая боевое искусство просто в искусство – художественную гимнастику, т.к. бой подразумевает убитие, в лучшем случае покалечение.
Почитайте дипломную работу студента (http://www.aikidoka.ru/diplom/d.shtml) – это радует и говорит об образованности в том числе. Цитата:
«…все Будо могут быть подразделены на две больших группы: Сиай Будо (соревновательные Будо) и Ката Будо (формальные Будо). Сиай Будо, или боевые соревновательные искусства, предполагают наличие состязаний, в которых определяются победители и побежденные. Боевые искусства второго типа - Ката Будо (формальные), напротив, начинаются с того, что определяется Тори (выполняющий бросок или другую технику) и Уке (человек, которого будут бросать). Впоследствии партнеры меняются ролями, иповторяют определенные базовые формы (Ката или Катачи). Айкидо может быть отнесено ко второй группе - Ката Будо.
Первоначально Будо возникли как техники, позволяющие наносить телесные повреждения другим людям. Чтобы приспособить этисистемы к спортивным состязаниям, необходимо было исключить все опасные техники и установить жесткие правила, дабы предотвратить серьезные повреждения. На таких спортивных состязаниях можно было определить "победителей" и "побежденных" лишь после создания для них безопасного поля битвы. Если же подобные предосторожности не предпринимаются, то участники состязаний могут сильно пострадать, и даже умереть.
В Айкидо же существует много достаточно опасных техник, типа техник воздействия на суставы (Канзецу-Ваза) и техники ударов (Ате-Ваза). Именно поэтому в Айкидо запрещено проведение соревнований. Если же кто-либо попытается провести применяемые в
Айкидо техники ударов или воздействия на суставы на соревнованиях по Дзюдо, или Сумо - он будет дисквалифицирован за грубое нарушение правил.
Для многих боевых искусств, которые содержат подобные ударные техники - Канзецу-Ваэа или Ате-Ваза, - Ката или Катачи (формальные упражнения) являются лучшим способом для предотвращения серьезных повреждений. При выполнении Ката можно менять
правостороннюю ориентацию на левостороннюю. Таким образом человек совершенствует движения, которые в подготовке к соревнованиям просто не встречаются (там наблюдается тенденция полагаться лишь на те техники, которые более эффективны у данного человека, причем такой тренинг проводится в ущерб остальным техникам). По большому счету это означает, что в состязательном тренинге всегда присутствует определенные ограничения в развитии человека.»

Так что, если мы хотим быть умными, то давайте готовить мальчиков для битья, спаринг-партнеров и горы гипса; а если красивыми, то не будем петь песни о
пользе соревнований в совершенствовании. Прибавьте упомянутую выше агрессию к несовершенству техник у обладателей Кю (а то и выше) и получите травматизм, за который в том же министерстве не похвалят, а заклеймят и денег не дадут. Чтобы безопасно выполнить технику, нужно как минимум на две ступени быть выше уке – это в соревнованиях."
«...Интернетовские рассуждения некоторых деятелей об участниках Фестиваля не позволяют усомниться в абсолютной необходимости и своевременности проведения соревнований по айкидо. И здесь тоже нет никакого парадокса. Дело в том, что все отчетливей слышится знаменитое айкиробическое напутствие всем вступающим в додзе: «Must be fun». Ты должен кайфовать потому, что после твоего халтурного броска все умиляются и красиво падают, потому, что по-настоящему больно не бывает, потому, что для успешной сдачи очередного экзамена достаточно поддерживать хорошие отношения с сэнсеем и вовремя сдать деньги.»
В этом конечно есть доля истины, но только доля. Вы хотите одну иллюзию преобразовать в другую, главное наверное опять же бабки – гораздо приятней, когда бабки за иллюзию текут через твой карман, чем через чужой. Если айкидо кому-то доставляет кайф пусть так. Айкидо – это жизнь, а не вещь для гордости за обладание ею. Жизнь все расставит на свои места. Вы пробовали применять его в реальности? Какие впечатления? Думаю убедились, что все гораздо проще и сложней одновременно. Думаю нужно разделить айки… Сокаку Токеда и ему подобных с жесткой практичностью и айкидо О`сенсея с упором на духовность – с возрастом
физические силы убывают, но они должны заменяться силой духа, спокойствием духа, гармонией духа, мудростью духа. Так давайте выбирать правильное направление и соответственно не подменять названия. Я понимаю стремление открыть миру искусство айкидо, но кажется показательные выступления «монахов-шаолиня» и тао на соревнованиях делают ушу больше славы, чем «драки на рингах», потому что жизнь – это не ринг не нужно «стоять в стойке» – нужно жить."

Апрель 2003 Го Ринг Вар.

Данная статья, опубликованная на сайте клуба "Коинобори" (http://www.koinobori.ru/node/505), также имеет прямое отношение к теме "спорт и айкидо".

"Что дает нам спорт?

 

В последнее время стала абсолютно очевидной тенденция в России и в ряде стран Европы преобразования айкидо в спорт. Причем не просто спорт, а национальный спорт, регулируемый государством. Всем,вероятно, понятны исходные мотивы, попытки найти способ уменьшить число не профессиональных людей вовлеченных в преподавание различных видов БИ и айкидо в частности. Однако, сейчас становится очевидным, что мы стоим перед реальной опасностью потерять "изюминку" айкидо, не имеющего ничего общего со спортом и,фактически, убить его, привнеся в процесс его изучения все отрицательное, что таит в себе современный спорт и с чем, по сути и замыслу основателя, айкидо должно было бы бороться,содействуя развитию, в первую очередь, духовных качеств занимающихся.

Тема эта весьма сложная, однако, весьма эмоционально обсуждаемая среди занимающихся айкидо. Поэтому,мне представляется интересной статья, обращенная к православным людям занимающимся спортом, однако, на мой взгляд, очень четко, широко и доходчиво  разбирающая проблему гораздо шире,в целом.

Как православному относиться к занятиям спортом? Может ли христианин быть профессиональным спортсменом? Какую опасность таит в себе спорт? С этими вопросами в преддверии зимней олимпиады мы обратились к священнику Сергию Поперечному, настоятелю храма Святого пророка Илии в селе Барково Пушкинского района Московской области, мастеру спорта международного класса по греко-римской борьбе, двукратному чемпиону России, обладателю Кубка мира:

источник: http://www.pravoslavie.ru/smi/1776.htm


На вопрос о том, как православный христианин должен относиться к спорту, я не готов однозначно ответить: «вот именно так и никак иначе». Здесь очень много «но». Например, говоря о детском спорте, нужно понимать, что в эпоху мегаполисов детям как никогда необходимо полноценно развиваться физически. И в этом смысле спорт — просто спасение. С другой стороны, спорт неизбежно сопряжен с такими страстями, как тщеславие, самолюбие, гордость, желание первенствовать. Конечно же, христианину не должно принимать это. Господь заповедует нам: возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем. (Мф 11:29). Кротость и смирение противопоставляются в спорте необходимости выигрывать, подниматься на пьедестал. И если говорить о детском спорте, то совершенно очевидно, что нельзя упустить тот момент, когда занятия для здоровья становятся чрезмерными и превращаются в греховную страсть.

Еще сложнее ответить на вопрос, может ли православный христианин быть профессиональным спортсменом. А если этот человек — профессионал, а спорт для него является работой и профессией, но при этом он верующий? Конечно же, в каждом отдельном случае должен быть свой ответ.

Нужно понимать, что в профессиональном спорте существует намного больше проблем, чем в любительском. Это и вред, который спорт может нанести здоровью. Спортсмены-профессионалы, как правило, работают на пределе физических и психических возможностей. Ради результата они готовы употреблять медицинские препараты, даже подрывающие здоровье.

Это и отношение к соревнованиям. У каждого спортсмена оно свое. Один спокоен перед боем: пришел, увидел, победил… и забыл. Другой нервничает, переживает, не спит ночами, иссушая свою душу, в сущности, попусту.

Это и отношение к славе. Если для человека спорт — смысл жизни, то я бы сказал, что он ему, скорее всего, противопоказан. Другое дело, если человек остается нормальным, если спорт не отбирает без остатка и физические, и духовные силы. А ведь от последних двух составляющих зависит результат — как говорится, в здоровом теле здоровый дух.

Наконец, это отношение к самому себе. Тело спортсмена должно всегда быть в хорошей форме — это аксиома. Но, увы, часто забота о физическом состоянии своего тела перерастает в его культ. Согласитесь, что для христианина это действительно опасно! Ведь тело должно служить бессмертной душе, а не наоборот. И не состояние тела должно быть поставлено во главу угла, а состояние души. Святые отцы иногда сравнивали тело с ослом: перекормишь его — он будет упрям, недокормишь — ослабнет. В спорте же через заботу о теле часто вырабатываются страсти и пороки. Бывает, что вся жизнь оказывается направленной на удовлетворение потребностей тела. Тут-то и совершаются непоправимые ошибки.

Существует мнение, что главный грех спортсменов — тщеславие. Возможно, но тут мне сразу вспоминается Александр Карелин, с которым я пять лет провел в сборной России. Читал недавно в «Фоме» интервью с ним, в котором тот в очередной раз показал себя чрезвычайно скромным человеком. А ведь он — личность легендарная, имеющая все мыслимые и немыслимые спортивные титулы. Как же он умеет себя вести! С каким уважением относится к любому, даже самому молодому члену команды! И никакой заносчивости, пренебрежения и тем более тщеславия.

Самую большую опасность, которую таит в себе спорт, я все-таки вижу в том, что он способен усугубить человеческие пороки и страсти. Если человек по своему характеру тщеславен, самолюбив, горд — в спорте эти болезни души очень быстро и качественно разовьются. Наверное, через эту призму вопрос, может ли православный христианин заниматься спортом, звучит и острее и проблемнее. Становится очевидна его истинная суть.

Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною (1 Кор 6:12) — писал апостол Павел. Спорт сам по себе не опасен. Ведь и человеку для поддержания жизненных сил требуется пища. Это естественная потребность. Но когда она перерастает в чревоугодие, то превращается в смертный грех… Так же и спорт способен стать страстью, иссушающей душу, способен стать разрушающей силой. Поэтому занятия спортом или профессиональный спорт нужно оставлять, если это губит душу.

Впрочем, если спортсмен действительно искренне верит в Бога, если имеет твердый духовный стрежень, если совестлив, то он способен контролировать себя, регулировать сложные моменты своей профессиональной карьеры. Как мне кажется, только таким образом можно минимизировать отрицательные явления в спорте.

Положительного в занятиях спортом тоже немало: спорт приучает к упорному труду, послушанию, умению во многом себе отказывать, учит быть честным, и просто объединяет людей.

Мы свободны в своей воле. И чем бы мы ни занимались, отвечать всегда будем сами. Потому приходящий в спорт должен сознавать те искушения и соблазны, которые рано или поздно встанут на его пути, и самому решать, сообразуется ли жизнь спортсмена с жизнью христианина."