Обучение.

ОБУЧЕНИЕ

Особенности. Ошибки.*

* Статья была опубликована на сайте нижегородского клуба айкидо, руководитель Дьяков А.К.

В течение последних 8 лет мне посчастливилось обучаться у нескольких выдающихся учителей. Ещё большим везением было тесное общение с некоторыми из них в додзё и дома, во время неформальных бесед, когда можно было задавать любые вопросы.

Методы обучения, которых они придерживаются, различны. Различаются и принципы организации их додзё. Пройдя через интенсивные тренировки и испробовав на себе все различия, я задавал себе вопрос, почему они ведут себя именно так.

А теперь и мои ученики, похоже, заходят в тупик от моих действий. Чтобы прийти к правильным выводам относительно этого, необходимо разобраться с важнейшими, на мой взгляд, точками обучения. Практикуя как в качестве ученика, так и в качестве инструктора уже более 20-ти лет, я стал замечать ошибки в обучении, допускаемые практикующими. К сожалению, для некоторых процесс обучения, который во все времена почитался как таинство, превратился в простое посещение тренировок, а получение КЮ или ДАНа часто не связывается реальным знанием и умением. При увлечении только технической стороной Будо остаются за гранью понимания качества, которые необходимо достигнуть в процессе обучения и подготовки к очередной аттестации. Самое печальное, что некоторые, достигнув, наконец, уровня "черного пояса", не видят, куда им двигаться дальше и бросают обучение. Мне хотелось бы дать некоторые пояснения по обучению, которые могут помочь избежать такого финала.

Обратимся к словам второго Айкидо Досю. В своей книге "Дух Айкидо" он пишет:

"Тренировка и дисциплина, общепринятые во всех путях, боевых и культурных, состоят из мастерства 3-х уровней: физического, психологического и духовного. На физическом уровне тренировка заключается в овладении формой... Достигнув абсолютного совершенства формы, ученик освобождается от необходимости соблюдать форму. Это происходит потому, что с самого начала в нем начинают происходить психологические изменения... На протяжении этого процесса начинают проявляться её или его сила, характер и потенциальные возможности. Духовное мастерство неотделимо от психологического, но возникает только после интенсивного и длительного периода обучения... В конечном счете, физическое, психологическое и духовное мастерство являются одним и тем же. Лишенное эго "я" является открытым, гибким, податливым, подвижным и энергично действует в душе и теле... Напряженная физическая подготовка, однако, неотделима от умственного развития и подлинного духовного роста. И хотя немногие достигают этой цели, главное - процесс обучения, не имеющий ни конца, ни начала".

Получается, что самым главным препятствием на Пути является сам человек, его "эго", неверие в свои силы, отсутствие терпения и духовной силы.

В процессе обучения есть несколько важных для обучающегося моментов. Во-первых, он постоянно должен стремится к новому и улучшать свои качества ежедневно, но при этом полностью доверять своему наставнику, контролирующему скорость его роста. Очень часто случается, что ученик считает, что он заслужил лучшего и большего. Он обижается и предается унынию. Это недопустимо. Доверие своему инструктору должно присутствовать. Во-вторых, стремлению к росту должны сопутствовать искренность и преданность ученика Пути, своему додзё и учителю. Невозможно всегда только получать. Ученик, совершенствуя свои навыки, обязан передавать их младшим ученикам, помогая своему учителю. Его работа для развития и процветания додзё должна быть бескорыстной и радостной. Только при таком подходе возможен настоящий и сильный рост ученика. И, наконец, открытость, и честность по отношению к самому себе позволят избежать самой большой ошибки - высокомерия и чрезмерного самомнения. В старых традиционных додзё существует требование о разрешении любого осложнения в обучении немедленно. Если этого не происходит, то ученику предлагают покинуть додзё. Такой подход может показаться жестким, но многочасовые ежедневные практики, особенно с использованием оружия, недопустимы при наличии внутренних противоречий и сопротивления.

Но бывает, что ученики уходят и после нескольких лет обучения по "необъяснимым причинам". Выход из школы по "необъяснимым" причинам на самом деле абсолютно понятен. Он означает, что не подвергся изменению и улучшению характер занимающегося. Он (характер) так и остался похожим на необузданного коня, который всё время норовит лягнуть всех, кто стоит рядом. Раздражительность, закрытость, зависть, агрессивность так и не были устранены в процессе обучения. Когда на них накладывается приходящая от тренировок сила, то изменения характера идут не в том направлении. Заполненный такими качествами ученик просто не может более оставаться в сплоченном коллективе школы и покидает её. В таком случае основная задача по улучшению своих качеств остается невыполненной, увы.

Теперь можно сказать и об особенностях некоторых методик обучения. Все старые школы были построены по принципу концентрических кругов. Можно сказать, что самая важная часть школы всегда была защищена от постороннего, неподготовленного и непроверенного взгляда внешним и средним кругом.

Все желающие начать обучение в школе находятся за её внешним кругом. Попадая в школу, они изучают уровень ОМОТЭ, что означает "внешнюю сторону чего-то". Это уровень обучения, на котором даются начальные навыки владения предметом изучения. Как правило, он не подразумевает практического использования получаемых навыков, т.к. их просто не может быть на начальной стадии. На ней закладываются основные движения и принципы, часто без пояснения цели, к которой они ведут. На этом уровне ученик показывает своё желание и склонность к дальнейшему обучению и подвергается проверке тяжелыми тренировками и монотонными повторениями. Обычно демонстрация и передача получаемых знаний запрещается. На любое действие вне додзё, связанное с тренировками, демонстрацией или попыткой обучать должно быть получено соответствующее разрешение.

Самые терпеливые, стойкие, проверенные и лучшие ученики переходят к освоению среднего уровня ЧУДЭН. Уровень "чудэн" является продвинутым и содержит пояснения к движениям, что изучались ранее и основан на правильном и хорошем усвоении уровня ОМОТЭ. Все движения и схемы изменяются с целью подведения к практическому их использованию. Все действия наполняется силой, как физической, так и духовной и становится всё ближе к идеальному. После прохождения этого уровня, подвергшиеся тщательному отбору ученики, допускаются к освоению уровня "секретной передачи" или ОКУДЭН. В старые времена эти уровни часто не передавались даже детям мастеров, если те не показывали необходимой подготовки и всеми своими действиями не доказывали преданности Пути и школе.

В настоящее время многое изменилось. Многие школы просто исчезли. Другие модернизировали свои структуры и превратились в чисто спортивные организации с огромным количеством членов. В таких условиях стало практически невозможно существование "секретных" уровней передачи и на смену им пришла система ученических степеней КЮ и мастерских ДАНов. Для большого числа практикующих были придуманы упрощенные комплексы движений, которые были призваны удовлетворить поверхностный интерес к искусству основной массы начинающих обучаться. Естественно, что при большом количестве вступающих в школы возросло и число покидающих их без объяснения причин и не собирающихся выполнять запреты на демонстрацию техник. Поэтому исчезли и сами запреты, а техники многих школ были переработаны и упрощены.

Но современная жизнь коснулась не всего мира Будо. Некоторые старые школы с многовековой историей до сих пор действуют, не изменяя своих правил. Обучение в них является несомненной удачей для ищущих встречи с настоящим знанием. Зная всё выше сказанное, каждый начинающий может сориентироваться в современном мире Будо и определить, что предлагается той или иной школой. Он может выбрать то, что ему по душе.

Примером работы с огромным количеством практикующих является создание формальных упрощенных комплексов (сэйтэй гата) в иайдо и дзёдо во Всеяпонской Федерации Кэндо. Представители нескольких школ совместными усилиями создали комплекс форм, позволяющий многим любителям кэндо практиковать ещё иайдо и дзёдо. Знание такого комплекса позволяет ученикам разных стилей оттачивать их практически всю жизнь и даже соревноваться в мастерстве овладения основными навыками. Те же, кто, изучая эти комплексы, проявляет большую заинтересованность, приходят к необходимости обучения в одной из старых школ. Таким образом, многолетние тренировки в сэйтэй гата могут служить пропуском к освоению старой школы. При таком подходе каждый получает то, что он хочет. Кого-то удовлетворяет знакомство с современной трактовкой иайдо и дзёдо, а кто-то идет дальше и приступает к изучению одной из старых школ, многократно превосходящих по объему и сложности формальные комплексы.

Надо отдать должное мастерству и педагогическим навыкам учителей, которые легко отличают стремления и желания каждого, передавая ему только то, что он хочет и может изучить. Но не больше. Таким образом, достигается равновесие, в котором каждый обретает своё. Всё это следует понять для достижения наилучшего результата в изучении Будо."

 Дьяков А.К.